Сбалансированная Система Показателей (ССП, Balanced Scorecard, BSC), разработанная профессорами Гарвардского университета Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном является наиболее эффективной и широко используемой по всему миру коммерческими, государственными, промышленными и некоммерческими компаниями концепцией реализации стратегии компании посредством ее декомпозиции на уровень операционного управления и контроля на основе Ключевых Показателей Эффективности (Key Performance Indicators, KPI).

Сбалансированная Система Показателей (ССП) обеспечивает интеграцию финансовых и нефинансовых индикаторов с учетом причинно-следственных связей между результирующими показателями и факторами, под влиянием которых они формируются. Концепция Сбалансированной Системы Показателей (ССП) предполагает построение такого рода многоплановых связей между KPI и оперативными, финансовыми и нефинансовыми показателями, стратегическим и операционным уровнями управления, прошлыми и будущими результатами, а также между внутренними и внешними аспектами деятельности компании. В этом заключается "баланс" в терминах концепции Сбалансированной Системы Показателей (ССП). Согласно экспертным оценкам количество Ключевых Показателей Эффективности (KPI) на корпоративном уровне или уровне компании не должно превышать 15-25, в противном случае произойдет рассеивание внимания, ресурсов, усилий, "размытие" целей и ответственности, т.е. стратегический фокус нарушится.

Сбалансированная Система Показателей (ССП) определяет четыре стратегических зоны, отражающих соответствующие перспективы компании:

• Как оценивают компанию акционеры (финансовая перспектива);

• Как оценивают компанию клиенты (клиентская перспектива);

• Как оценивают компанию клиенты (клиентская перспектива);

• Имеются ли программы инноваций, развития, мотивации и роста (перспектива обучения и развития).

Про методическое и методологическое сопровождение на этапе внедрения/формирования и автоматизации ССП

Этапы разработки/внедрения:

• Конкретизация стратегических целей компании;

• SWOT - анализ и определение факторов успеха;

• Связывание стратегических целей причинно-следственными цепочками – построение общекорпоративной карты целей;

• Выбор общекорпоративных показателей и определение их целевых значений;

• Определение связи общекорпоративных показателей с бизнес-процессами;

• Каскадирование показателей, определение целевых значений показателей;

• Определение способов расчета показателей;

• Определение мероприятий по достижению целевых значений показателей (Планы мероприятий);

• Актуализация показателей ССП.

Выгоды от использования:

• Понимание бизнеса во всех взаимосвязях внутренних и внешних процессов;

• Стратегическая направленность бизнес-активности всех подразделений и сотрудников;

• Увеличение темпов достижения стратегических целей;

• Целенаправленное сосредоточенное распределение всех ресурсов;

• Оценка эффективности управленческих решений в рамках стратегии компании;

• Понимание сотрудниками стратегических целей компании и своих персональных задач по их достижению;

• Улучшение взаимодействия сотрудников и подразделений;

• Получение ключевой бизнес-информации в обобщенном систематизированном виде, доступном для понимания;

• Персональная ответственность руководящего состава и рядовых сотрудников за выполнение закрепленных за ними показателей;

• Повышение мотивации сотрудников за счет ясности персональных целей и задач.

Эффективность внедрения любой ССП напрямую зависит как от правильного определения Ключевых показателей эффективности (KPI), так и от возможностей их дальнейшего использования, которые обеспечиваются посредством автоматизации Сбалансированной Системы Показателей (ССП) с использованием программных продуктов.

Автоматизация ССП в конфигурации «1С: Управление холдингом» на базе платформы «1С: Предприятие 8» позволяет учитывать следующие возможности ССП:

• Возможность включения в систему как финансовых, так и нефинансовых ключевых показателей деятельности;

• Возможность построения ССП с привязкой к мотивации, модулю «Кадровый учет» конфигурации «1С: Предприятие»;

• Указание допустимых пределов отклонения каждого конкретного показателя;

• Оперативный контроль достижения целевых значений ССП и непревышения допустимых пределов отклонений;

• Интеграция с системой бюджетирования на основе конфигурации «1С: Консолидация»;

• Расшифровка показателей эффективности вплоть до хозяйственной операции в системе «1С: Предприятие»;

• Возможность использования преднастроенных методических моделей 1С в качестве базовых при разработке и настройке ССП;

• Формирование произвольной аналитической отчетности: монитор ключевых показателей, стратегические карты, сводные отчеты, диаграмм.

Жизненный цикл системы ССП:

Автоматизации ССП состоит из следующих этапов:

Этап 1. Обследование существующих бизнес процессов компании – Заказчика, разработка Концептуальной модели системы на основе ССП, определяющей принципы автоматизации ССП;

Этап 2. Разработка Технического задания на автоматизацию ССП;

Этап 3. Настройка системы и ее тестирование;

Этап 4. Опытная эксплуатация системы;

Этап 5. Обучение пользователей работе в разработанной системе. При необходимости может быть проведено обучение по теории ССП (с учетом специфики конкретной компании);

Этап 6. Перевод системы в режим промышленной эксплуатации и последующее сопровождение.